Мостовые краны – очень широкая линейка грузоподъемных конструкций, охватывающая практически все сферы промышленности, строительства, торговли и складирования. Их можно встретить и в огромных портах и на маленьких складах, на машиностроительных предприятиях, и в сборочных кустарных мастерских. Особенности конструкции мостовых подъемных устройств позволяют использовать их для подъема грузов от 100 кг до 100 и более тонн. Причем элементы конструкции при этом применяются одни и те же.
Отличие состоит лишь в размерах несущей балки, устройстве подкрановых путей и типе силового привода. Электрические мостовые краны общего назначения, оборудуются электродвигателями синхронного или асинхронного типа, совмещенными с редукторами или соединенными с ними муфтами-компенсаторами. Электрифицированными могут быть:
- Все системы крана;
- Только подъемная система;
- Подъемная система и перемещение каретки;
- Только система перемещения несущего моста.
Уровень электрификации подъемных устройств связан только с предположительной сферой их применения. Малые гаражные краны грузоподъемностью до 250 килограммов не очень целесообразно оборудовать всем электропакетом. В то же время краны грузоподъемностью в 50 тонн, работающие в промышленных условиях с ручной талью работать определенно не смогут.
Основные конструкции мостовых кранов
Мостовые электрические краны общего назначения можно градировать по разным характеристикам:
- Грузоподъемности;
- Типу опорных конструкций;
- Устройству несущего моста;
- Уровню защищенности от агрессивной среды;
- Способом управления.
По грузоподъемности они условно распределяются на три категории, определяемые режимами работы – 3К, 5К, и 7К – соответственно легкие, средние и тяжелые. Это соответствует массе груза до 5 т, 30 т и 100 и более тонн. Следует отметить, что кроме размеров несущих конструкций, мощностей моторов и прочности такелажа они могут отличаться разве что наличием кабины. Все конструктивные элементы мостовых кранов аналогичны.
Тип опорных конструкций – мостовой электрический кран общего назначения может быть опорный, подвесной или комбинированной конструкции. Опорный кран – это тип конструкции, в которой горизонтальная несущая балка расположена выше подкрановых путей. Мост крана представляет собой двутавровую балку, ферменную конструкцию или трубу с приваренной снизу тавровой рельсой. Служит мост опорой для подъемного механизма и путем его перемещения по ширине крана.
Сама балка (мост) перемещается перпендикулярно направления движения подъемника по рельсовым путям. Для этого она оборудуется концевыми балками с колесными тележками. Колеса приводятся в движение электродвигателями с редукторами. В зависимости от ширины пролета балки приводными могут быть обе тележки, или только одна.
Подъемные устройства мостовых кранов – электротельферы с различными типами грузовых захватов. В кранах общего назначения, преимущественно,- это крюки.
Особенности эксплуатации мостовых кранов
Главной особенностью кранов подвесного и опорного типов является то, что их можно устанавливать в помещениях любых типов и на различных грузовых площадках, независимо от того, сколько времени прошло от пуска цеха или склада. Монтаж мостовых кранов общего назначения возможен после установки всего остального оборудования и даже после его запуска. Подвесные конструкции и опоры пристенного размещения не требуют демонтажа станков или их длительной остановки.
Даже коммуникации, проложенные на перекрытиях, не являются непреодолимым препятствием – рельсовые подвесные и опорные пути можно установить на такой высоте, которая не будет препятствовать надлежащему функционированию всех систем.
Управляются мостовые краны с помощью подвесных пультов, дистанционных радиоуправляемых устройств или из кабин различного типа – стационарный, перемещаемых с мостом или агрегатируемых с подъемным механизмом. Зависимо от заданий, стоящих перед краном, подъемный механизм может быть оборудованным бесповоротной тележкой, полноповоротной или грузоподъемной колонной с вилочным механизмом.
Конструкции мостовых кранов проверены десятилетиями эксплуатации в разнообразных условиях. Последние модели кранов созданы с учетом всех требований, которые могут возникнуть при их использовании в стандартных и не стандартных условиях применения.