Для проведения строительно-монтажных, фасадных работ, подачи стройматериалов и перемещения людей на верхние этажи строящихся зданий применяются грузопассажирские мачтовые подъемники, или подъемники стоечного типа. От иных видов грузоподъемной техники они отличаются секционным устройством подъемной мачты, на которой крепятся направляющие для движения кабины или грузовой платформы.
Мачты подъемников монтируются из отдельных секций ферменного типа прямоугольного или треугольного сечения. Они соединяются болтовыми креплениями и могут быть высотой до 85 метров. Отдельные конструкции локального применения достигают высоты 250 метров, но это штучные изделия и применяются с целым рядом ограничений.
Одномачтовые грузопассажирские подъемники
Они устанавливаются на заранее подготовленное основание из литого бетона или железобетонных плит и крепятся к стене здания анкерными или телескопическими креплениями, обеспечивающими устойчивость конструкции, строго вертикальное положение мачты, а также стойкость к ветровым нагрузкам.
Мачтовый грузопассажирский строительный подъемник может устанавливаться и внутри зданий. Оптимально монтировать механизм в лифтовых шахтах. При их отсутствии в перекрытиях этажей оставляются специальные технологические проемы, в которые и проходит мачта подъемника.
Управление подъемным механизмом осуществляется из кабины или с помощью пульта, расположенного у основания. Также подъемники оснащаются системой управления лифтового типа – с каждого этажа можно вызвать подъем платформы или остановить ее.
Специальный механизм останавливает грузовую платформу или кабину, когда уровни пола подъемной части устройства и верхней части перекрытия нужного этажа или специальной разгрузочной эстакады точно совпадают.
Для предотвращения несчастных случаев строительный грузопассажирский мачтовый подъемник оснащается системой блокировки движения при поднятой или открытой специальной защитной дуге на выходе из кабины. Также подъемник не может двигаться при открытых дверях.
Двухмачтовые строительные подъемники
Сфера применения таких подъемников гораздо шире:
- Для поднятия людей и грузов;
- Для обеспечения проведения фасадных работ;
- Для работ по монтажу металлоконструкций;
- Для перемещения негабаритных грузов.
Грузопассажирский подъемник мачтового типа состоит из двух параллельных мачт, прикрепленных к фасаду здания. Между ними движется кабина или люлька. Для проведения определенного вида работ, люлька может быть достаточно большой ширины и обеспечивать проведение работ на всей ширине фасада.
Двухмачтовые подъемники требуют высокой точности при установке, но в работе надежнее, чем одномачтовые. У них выше грузоподъемность и устойчивость, мощнее силовая установка.
Подъемные механизмы мачтовых подъемников электромеханические, тросово – полиспастного типа. Силовые агрегаты устанавливаются в верхней части мачты, но в значительной части моделей и модификаций они могут располагаться и внизу конструкции, непосредственно на фундаменте установки.
Часть моделей оборудована реечной системой подъема. Зубчатая рейка устанавливается на мачте вертикально и надежно крепится к ней. Электродвигатель с редуктором приводит в движение шестерню, которая своими зубьями входит в зацепление с рейкой и катится по ней, увлекая за собой кабину.
Подъемник мачтовый грузопассажирский однокабинный может быть оборудован одним из указанных подъемных механизмов. Явных преимуществ в грузоподъемности, быстроте действия или высоте подъема ни одна система не имеет. Современные мачтовые подъемники – конструкции, настолько тщательно разработанные и проверенные годами эксплуатации, что их выбор зависит только от конкретных задач, стоящих перед ними в том или ином случае.
Уровень безопасности эксплуатации подъемных механизмов регламентируется рядом документов. Обязательных для выполнения на строительствах всех типов и уровней безопасности, с учетом специфики химических, например, или нефтеперерабатывающих или иных предприятий повышенной опасности.