В производственных помещениях, где перемещения грузов является составной частью технологического процесса и требует постоянной работы грузоподъемных механизмов с определенными высотами подъема и направлениями перемещения грузов, одними из самых оптимальных устройств являются кран балки однобалочные подвесные. Они выгодно отличаются от подъемных механизмов иных конструкций тем, что не занимают места в производственной зоне и не мешают работе людей и других механизмов.
Кран балка подвесная однобалочная крепится непосредственно к силовым элементам перекрытия, предварительно усиленным и оснащенным. Для установки подвесных подъемных устройств перекрытия складов и производственных помещений должны соответствовать установленным нормам безопасности.
Особенности устройства подвесной кран-балки
Главным несущим элементом подвесной кран балки является металлическая балка двутаврового сечения, прикрепленная к потолку помещения специальными анкерными крепежами. Для кранов малой и средней грузоподъемности возможен монтаж балок из трубчатых или коробчатых ферм и секций, скрепляющихся болтами.
По балке движется подъемная каретка, состоящая из двух тележек. Одна их них снабжена электроприводом, а вторая – «холостая» выполняет роль ведомой. Они соединены специальными штангами, концы которых оборудованы роликами.
Краны грузоподъемностью от 5 тонн оборудуются балансирными тележками из пары приводных и пары холостых кареток.
Подвесная электрическая крановая балка может иметь однопролетную конструкцию или двухпролетную. Основными элементами конструкции являются:
- Балка несущая;
- Балка жесткая;
- Электроталь;
- Электрооборудование.
Кран балки могут оснащаться электрической талью, электротельфером, тельфером уменьшенной строительной высоты или специальными электроталями, использующимися на производствах с особыми условиями.
Кран балки электрические подвесные могут работать с грузами до 16 тонн (по спецзаказу) и поднимать их на высоту до 36 метров. Приведены максимальные параметры. Средняя рабочая высота – 6-8 метров при грузах до 5 тонн. Для компенсации неточностей монтажа, термических и иных напряжений, возникающих при эксплуатации, применяется специальная система крепления несущей и жесткой балок. На концевых балках установлены опорные ролики, позволяющие несущей части перемещаться при возникновении напряжений.
Несущие балки кранов повышенной грузоподъемности усиливаются раскосами, снимающими часть прогибающих воздействий. Кран балки выпускаются в пожаробезопасном, общепромышленном и взрывозащищенном исполнении по специальному заказу.
Электропитание осуществляется по кабелям подвесного типа, перемещающимися вместе с подвижной частью. Система скользящих подвесов исключает возможность повредить кабель или запутать его. При этом кабельная подвеска обладает повышенным уровнем изоляции и механической защиты.
Эксплуатация кран балок подвесного типа
Для безопасной эксплуатации кран балок на подъемных механизмах устанавливаются ограничители, которые препятствуют поднятию груза выше установленного предела. Управление подъемным и маршевым механизмами осуществляет оператор с земли, используя подвесной пульт управления.
Для удобства работы подъемный цепной или тросовый подвес может оборудоваться захватами различного типа:
- Крюками;
- Электромагнитами;
- Грейферами;
- Захватами для труб.
Некоторые модели оснащаются системой радиоуправления всеми процессами. Они обеспечивают плавный пуск механизма передвижения, регулируя скорость подъема и скорость передвижения тележки в достаточно больших пределах с минимально возможным шагом. На большинстве моделей подвесных кранов устанавливается редуктор движения, позволяющий работать на скоростях от 0 до 32-36 м/мин.
Если длина пролета проектируется более 18 метров, то устанавливается электрическая двухпролетная подвесная кран балка. За счет пролета повышенной длины она может перекрывать все пространство цеха или склада. Концевые части крайних балок оборудованы подвижной подшипниковой лирой, позволяющей крану передвигаться по подвесным монорельсам с нарушенной геометрией пролета.
В обязательном порядке они оснащаются устройствами плавного разгона и торможения тележки. Кабели питания оборудованы подвесной системой на подшипниках – большая длина токопроводов требует минимизации сил сопротивления. У некоторых моделей скорость подъема регулируется с помощью частотных преобразователей. Электродвигатели, приводящие в движение тележку, тоже могут оснащаться регулирующими устройствами.
Как правило, несущая балка имеет двутавровое сечение, но при большой проектной грузоподъемности или увеличенной ширине пролета балка может быть коробчатого типа.