Тормозная система – один из самых ответственных узлов. От него зависит безопасное функционирование оборудования. В кранах различных типах, а также других тяжелых грузоподъемных устройствах используются преимущественно колодочные тормоза.
Тормозные системы этого типа имеют много преимуществ. Они просты в настройке и регулировке, имеют повышенный тормозной момент, который не связан с направлением вращения вала. Колодки можно заменить, не разбирая механическую часть. В этой статье мы расскажем об основных типах колодочных тормозов, используемых в крановом оборудовании.
Типы колодочных тормозных систем
Колодочный тормоз срабатывает на основе силы трения. Тормозной рычаг, входящий в состав механизма, подводит колодки к тормозному шкиву, за счет чего и возникает трение. В результате вращение шкива замедляется до полной остановки.
Колодочные тормоза классифицируются зависимости от типа привода. Выделяют следующие типы тормозных систем:
- ТКТ – в конструкции механизма предусмотрен гидротолкатель;
- ТКГ – могут оснащаться гидравлическим толкателем или электромагнитом переменного тока;
- ТКП – оснащены электромагнитами постоянного тока.
Козловые и мостовые краны, ленточные конвейеры и промышленные лебедки оснащаются колодочными тормозами ТКТ. Для башенной и экскаваторной техники, а также лифтов различной грузоподъемности используются тормозные системы ТКГ. Тормоза типа ТКП пользуются спросом в металлургической и горнодобывающей промышленности.
Особенности работы колодочных тормозов
Перечисленные типы тормозных систем отличаются не только конструкцией, но и принципом работы. В тормозах ТКТ рычаг прижимает колодку к тормозному шкиву при помощи сжатой пружины. Когда толкатель отключен, штоки при помощи поршней выдвигаются наверх, а рычаги, которые освобождаются от воздействия пружины, расходятся и растормаживают шкив.
Механизм тормоза ТКТ запускает электромагнит переменного тока. При торможении от отключается, поэтому шкив останавливается. Под воздействием пружины рычаги разворачиваются, придавливая колодки к шкиву.
Тормоз ТКП работает по такому принципу: под воздействием жатой пружины рычаг затормаживается, придавливая колодки к шкиву. Электромагнит при этом отключен. Когда подается ток, на шток воздействует магнитный якорь. Главная пружина сжимается, а рычаги, освободившись от ее воздействия, растормаживают шкив.