Среди множества конструкций грузоподъемных механизмов? козловые краны занимают определенную нишу – это устройства стационарного типа для обслуживания промышленных объектов производства и распределения товаров. Они могут применяться в портах, на складах, заводах, перевалочных базах и прочих предприятиях, где требуется перераспределение грузов в больших масштабах в сочетании с установленной технологической схемой.
Козловые краны трубчатой конструкции применяются для поднятия и перемещения грузов различной конфигурации весом до 1000 тонн. Конечно столь предельные нагрузки осуществимы только на металлургических или судостроительных заводах. Основная нагрузка козловых кранов лежит в пределах 30-40 тонн в максимуме.
Конструкция козловых кранов
Козловые краны, в первую очередь, характеризуются конструкцией несущей балки (моста) и опор. Краны Козлового типа передвигаются по рельсовым путям на специальных тележках с двумя или четырьмя колесами. Рельсовые пути могут состоять из одного или нескольких рельсов – до четырёх. Конструкции, когда одна сторона балки закреплена на опоре, а вторая движется по крановому пути на стене или специальной платформе называются полукозловыми.
Кран однобалочный козловой состоит из двух опор, поперечной балки и передвижной каретки с грузоподъемным механизмом. Применяются варианты:
- Механизм подъема и механизм передвижения каретки размещены на каретке;
- Механизм подъема на балке, а передвижения – на каретке;
- Оба механизма находятся на балке.
Каретка может оснащаться грейферным захватом, поворотным механизмом для ориентации груза в определенном направлении или жестким подвесом для предотвращения раскачивания груза. Сложность конструкции однобалочных систем несколько ограничивает сферу их применения. Подъемный механизм представляет собой электроталь. Козловые однобалочные краны редко имеют грузоподъемность более 12 тонн.
Двухбалочный кран козловой имеет две горизонтальные фермы, по которым движется каретка. Он обладает большей грузоподъемностью, чем однобалочный и конструкция каретки несколько проще и надежней. Козловые краны по назначению подразделяются на:
- Строительно-монтажные;
- Погрузочно-перегрузочные;
- Специального назначения.
Двухконсольные козловые краны в основном оснащаются однобалочными мостами, но некоторые конструкции имеют двухбалочные фермы. При длине пролета до 25 метров и грузоподъемности до 13 тонн конструкция моста трубчатая или коробчатая с усилением шпрингельной системой.
Если грузоподъемность достигает 35 тонн, то балка имеет вид решетчатой фермы. Длина такой конструкции достигает 32-35 метров. Подъемный механизм при необходимости оснащается магнитным захватом. Грузовые тележки перемещаются по рельсам, уложенным по верхней части горизонтального пролета. Тросы и канаты проложены между фермами.
Электрический ток подается по кабелям, которые при работе наматываются на кабельные барабаны для козловых кранов.
Классификация кранов мостового типа
Мостовые краны можно классифицировать по различным признакам. По применению их можно разделить на:
- Транспортные;
- Строительные;
- Цеховые;
- Палубные.
По конструкции их можно классифицировать на одноконсольные, двухконсольные или безконсольные, а по конструкции балочной системы – на однобалочные или двухбалочные. Также краны можно характеризовать по типу каретки или способу перемещения по рельсам. Существуют передвижные краны с ручным способом перемещения.
По способу захвата груза краны можно классифицировать так
- Крюковые;
- Литейные;
- Магнитные;
- Грейферные;
- Специальные.
Козловой кран с одной консолью может управляться как с неподвижной кабины, установленной на балке, так и с земли с помощью выносного пульта. Двухконсольный кран оснащается передвижной комфортной кабиной, которая может передвигаться по мосту следом за кареткой. Такая конструкция позволяет лучше контролировать подъем и перемещение груза. Кабина оснащена всем необходимым для работы на открытом пространстве в любое время года.
Наличие осветительных приборов позволяет работать и ночью. Подъем в кабину осуществляется по лестнице, вмонтированной в одну или обе вертикальные опоры.
Как правило, мостовые краны оснащаются одной жесткой и одной эластичной опорами. Это делается для устранения перекосов и конструкционных напряжений при перепадах температур. Частично расширение конструкции крана поглощается элементами ферм горизонтальной балки, а остаточные смещения – специальной конструкцией эластичной опоры.
Самомонтирующиеся краны, как правило, начинают сборку со стороны эластичной опоры. Для предотвращения схода с рельсов колесной тележки в конце путей устанавливаются тупиковые опоры. Они подразделяются на ударные и безударные фрикционного и гравитационного типов. Кроме того, мостовые краны оборудуются тормозной системой.